Кудряшова Вероника Аркадьевна
Проект «Экологическая тропа как средство формирования экологическойкультуры у детей дошкольного возраста»Воспитатель: Кудряшова Вероника Аркадьевна Актуальность проблемы: "Не навреди!" - одна из заповедей общения человека с природой. Воспитание дошкольников в духе природа-сбережения - одна из сторон экологического образования в детском саду. Любовь, понимание и забота - это то, что ждет природа от каждого человека. При написании проекта я следовала следующим педагогическим принципам: • системность; • наглядность; • доступность; • учет возрастных и индивидуальных особенностей детей; • сезонность. Природа, как известно, один из основных источников формирования детских ощущений, восприятий, представлений. В дошкольном детстве на основе развития интереса к миру природы начинает формироваться экологическая направленность личности. В этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти человека. Понимание специфики разных живых организмов, их самоценности и неповторимости, неразрывной связи со средой обитания – содержательный элемент экологического воспитания дошкольников. Именно по этой причине в нашем детском саду возникло желание изменить уже сложившуюся среду, предать индивидуальный облик территории детского сада за счет создания экологической тропы, отражающей особенности экосистемы родного края – п.Подгорный. Цель: создание экологической тропы, обеспечивающей у детей дошкольного возраста формирование экологической культуры и любви к родным местам. Задачи: -способствовать познавательному развитию ребёнка; -формировать нравственные качества, расширения кругозора, знаний об особенностях живой и неживой природы родного края. - познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром. - формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе; - воспитывать у ребёнка любовь к природе, родным местам малой Родины; Объект исследования: система экологического образования дошкольников через создание экологической тропы. Предмет исследования: условия эффективности применения экологической тропы и её влияние на эколого-краеведческое образование дошкольников. Гипотеза: если создать экологическую тропу на территории детского сада, основанную на специфике природных условий, можно создать наиболее благоприятные условия, позволяющие повысить уровень экологической культуры педагогов, детей и родителей. Этапы проекта: Подготовительный (диагностический). - Изучение методической литературы по проблеме исследования. - Детальное обследование территории детского сада и выделение места для наиболее интересных объектов экологической тропы. - Создание и разработка маршрута экологической тропы, составление картосхемы. Основной (практический). - Разработка и составление паспорта всех точек тропинки. - Изготовление табличек с рисунками, подписями для деревьев и кустарников на территории детского сада - Мероприятия с детьми и родителями. Заключительный. -Ожидаемый результат. - Выводы. Участники проекта: педагоги, дети, родители. Этапы проекта: Подготовительный – диагностический этап: Изучение методической литературы по проблеме исследования. • О. Ф. Горбатенко «Система экологического воспитания в ДОУ», Волгоград: Учитель 2007 г. ; • З. Ф. Аксенова. «Войди в природу другом», М.: «Сфера» 2011г. ; • Н. Ф. Виноградова. «Дети, взрослые и мир вокруг», М.: «Просвещение» 1993г. ; • А. С. Галанова. «Дошкольники на прогулке», 2005г. ; • А. И. Иванова. «Живая экология», М.: «Сфера» 2007г. ; • С. Н. Николаева. «Юный эколог», «Мозаика-синтез» 1999г. ; • Н. А. Рыжова. «Наш дом природа», М.: 2005г. ; • Н. А. Рыжова. «Что у нас под ногами», М.: 2005г. ; • Н. А. Рыжова. «Экологический проект «Моё дерево»», М.: 2006г. ; • И. Урмина, Т. Данилина. «Инновационная деятельность в ДОУ», М.: 2009г. • Л. Б. Поддубная. «Природа вокруг нас», Издательство «Корифей», 2008г. ; • П. Г. Федосеева. «Система работы по экологическому воспитанию», Издательство «Корифей», 2008г. Детальное обследование территории детского сада и выделение места для объектов экологической тропы. Обследуя территорию детского сада, разработала маршрут, который будет проходить через различные экологические системы и другие природные объекты, имеющие эстетическую, природоохранную и историческую ценность, и на котором дети получат устную (с помощью воспитателя) или письменную (стенды, знаки и т. п.)информацию об этих объектах. Создание и разработка маршрута экологической тропы. Создавая экологическую тропу, я создавала фрагменты разных растительных сообществ, характерных для нашего края, что поможет педагогам в дальнейшем познакомить детей с представителями местной флоры. Точки экологической тропы: «Здоровей-ка», «Мини грядка», «Черёмуха», «Кусты»,«Цветник», «Тихий уголок в лесу», «Лесная поляна», «В саду ли, в огороде», «Мини-стадион», «Метеостанция», «Полянка», «Муравейник», «Озеро с лебедями», «Деревья»,«Птичий столбик». Основной – практический этап: Разработка и составление паспорта всех точек тропинки. Точка №1 «Здоровей-ка» На тропинке предлагается детям совершить прогулку босиком (в летний период) по разной поверхности: прошагать по гальке, по песку, по керамзиту, по еловым шишкам, что будет способствовать укреплению здоровья детей, профилактике плоскостопия (массаж стоп при ходьбе по разной поверхности, профилактике простудных заболеваний. Точка №2 «Мудрое дерево» Точка №3 «Птичий столбик» - зона познания жизни птиц. Точка №4 «Кустарники» Объектами для наблюдения являются сирень, акация, рябина. Мы планируем исследовать внешние особенности: лист, ствол, цветы и т. п., чем отличаются от деревьев, общее и отличие кустов между собой. Точка №5 «Цветник» Цветник будет украшением детского сада. Посажены растения: петуния, бархатцы, львиный зев, бальзамин, астры, сальвия. Они наиболее неприхотливы для нашей местности, цветут всё лето и первую половину осени. Это позволяет знакомить детей с особенностями внешнего вида растений, поддерживает интерес к жизни растений, учит дошкольников наслаждаться общением с природой, видеть её красоту. Точка №6 «Лесная поляна» - зона для экологического познания дикой природы -знакомство с животными. Точка №7 «В саду ли, в огороде» - мини-огород с овощными культурами для получения достоверных знаний и практических навыков по уходу за растениями. Эта зона поможет детям уже в дошкольном возрасте получать достоверные знания о природе и приобретать практические навыки ухода за растениями. Работа на участке поможет развить такие качества, как наблюдательность и трудолюбие. Посещение огорода поможет в экологическом развитии дошкольников: наблюдения за фазами роста растений, связывание состояния растений и динамики их развития с благоприятными или неблагоприятными условиями. Точка №8 «Метеостанция» – площадка для организации наблюдений и изучения явлений природы (осадки, направление ветра). Точка №9 «Полянка» (лужайка с насекомыми) – эта зона может стать основой. Она дает возможность для организации наблюдений за растениями и насекомыми родного края (леса, их узнавания, формирования первоначального понятия об эстетической ценности леса и его обитателей. Объекты для наблюдений: цветы (одуванчики, ромашки, клевер, травы, насекомые. Точка №10 «Муравейник» - зона экологического познания жизни насекомых (муравьев черных). Точка №11 «Озеро с лебедями» - искусственный водоем с обитателями дает возможность организации сюжетно-ролевых игр, познавательной и исследовательской деятельности. Оснащенная таким образом эколого-развивающая среда позволяет работать с целым коллективом детей, подгруппой или индивидуально. Она служит не только объектом и средством деятельности ребенка, но и предоставляет возможности для формирования познавательных интересов, социально-нравственных и эстетических чувств воспитанников Точка №12 «Сосновые Деревья» - зона познания жизни деревьев Изготовление табличек с рисунками, подписями для видовых точек, природоохранительных знаков. В качестве образца табличек я воспользовалась экологическими знаками на природе. Знаки: • Ходить по тропинкам. • Не ломать ветки деревьев. • Не топтать цветы, травы. • Не кричать, не включать громко музыку. • Не лезть в птичьи гнезда. • Не ловить насекомых. • Не разрушать грибницы. • Не ловить мальков и лягушек. • Не рвать паутинки. • Не оставлять не затушенных костров. • Не разорять муравейники. Мероприятия с детьми и родителями Заключительный этап Ожидаемый результат. Оснащенная таким образом эколого-развивающая среда позволит работать с целым коллективом детей, подгруппой или индивидуально. Она будет служит не только объектом и средством деятельности ребенка, но и предоставляет возможности для формирования познавательных интересов, социально-нравственных и эстетических чувств воспитанников Экологическая тропа поможет формировать активную позицию в экологической и общественно-значимой деятельности ребёнка-дошкольника в дополнение к существующей системе занятий и наблюдений, обеспечит у детей формирование экологической культуры и любви к родным местам. Участие в создании развивающей экологической среды, освоение новых форм работы повышает уровень экологической культуры всех участников педагогического процесса: детей, родителей и педагогов. Перспектива на будущее. Разработка мероприятий по ознакомлению дошкольников с окружающим миром на основе экологической тропы (план наблюдений за объектами живой и неживой природы) 25 октября 2017 в 14:50
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.